Правильный руководитель

Правильный руководитель – какой он? Рассмотрим самые основные аспекты.

Во-первых, правильный руководитель – это человек, получивший соответствующее образование. Увы, сейчас время «дикого» бизнеса, родства и кумовства прошло, экономическая ситуация требует квалифицированных кадров. Руководитель, который не понимает сути управления, не знает его стилей, не представляет, как именно принимать управленческие решения - это балласт, который вреден для компании.

Менеджменту можно учиться глобально, получив второе или третье высшее образование, это идеальный вариант. Но можно ограничиться и более «легким» вариантом, пройдя обучение на тренингах для управленцев, прочитав рекомендованную тренером дополнительную литературу.

Во-вторых, правильный руководитель четко осознает свой непосредственный функционал и не позволяет себе выполнять работу за подчиненных. Он знает, какие качества и навыки нужно развивать для повышения собственной эффективности и систематически это делает.

В-третьих, он знает, как правильно руководить коллективом, избегая как панибратства и попустительства, так и излишне отстраненной, доминантной позиции по отношению к сотрудникам. Умеет держать дистанцию и в то же время знает, когда надо поспешить на помощь подчиненному.

В-четвертых, правильный руководитель владеет базовыми знаниями в сфере бизнес-психологии. Он разбирается в психотипах, знает, какой сотрудник способен раскрыть свой потенциал и повысить эффективность труда, а с каким стоит попрощаться. Он видит сильные стороны подчиненных, их зоны роста, умеет это использовать.

В-пятых, хороший руководитель умеет ставить стратегические цели, тактические задачи и добиваться их достижения. Что положительно отражается не только на его отделе или подразделении, но и на всей компании в целом.

В-шестых, хоть этот пункт и не является ключевым, хорошего руководителя отличает правильная речь, грамотное письмо, знание основ деловой этики, навыки ораторского искусства и публичных выступлений. Это позволяет доносить свои мысли до подчиненных ясно и чётко, качественно проводить планерки, совещания, создавать и поддерживать хорошую репутацию компании в глазах клиентов, партнеров, контрагентов.

«Руководим правильно!» - легко сказать, но сложно сделать. Сложности начинаются на этапе занятия руководящей должности и продолжаются – с разными нюансами – на протяжении всего времени работы. Как правильно руководить подчиненными – этому не учат в школах, институтах, кроме специализированных факультетов. Приходится совмещать обучение с работой, и не всем легко это дается.

А практика назначения нового руководителя обычно складывается по одному из двух вариантов: либо на руководящую должность выдвигают лучшего специалиста, либо приглашают управленца со стороны. В первом случае специалист теряется на новой должности, не справляется с ней, так как это – совершенно новый для него опыт. Коллектив его не воспринимает в качестве начальника, явно или скрыто саботирует распоряжения, пытается влиять на него и апеллировать к дружеским чувствам. Во втором случае руководитель сталкивается с настороженностью, недоверием, явному или скрытому вызову со стороны подчиненных: «варягов» никто не любит.

Как правильно руководителю входить в коллектив, избегая всех этих неприятностей? Как добиться уважения и признания? Только развивая управленческие компетенции!

Существует три наиболее распространенные модели поведения руководителя: это лидер, администратор и «мамочка/папочка».

  1. Лидер - это харизматичный человек, великолепный психолог. Он умеет «зажечь» коллектив, найти нужные слова для каждого сотрудника, чтобы добиться от него желаемого поведения. Он знает, как ободрить, вдохновить или вынести взыскание так, что подчиненному никогда больше не захочется совершать ошибки.
  2. Администратор – это системный человек. Он знает, как правильно руководить людьми, используя для этого регламенты, стандарты работы, положение о персонале и иные подобные документы. Руководитель – администратор относится к персоналу довольно беспристрастно, оценивая его результаты и раздавая «кнуты и пряники» согласно принятым в компании документам.
  3. «Мамочка/папочка» - это очень ранимый, ответственный, добрый и совестливый человек. Он относится к подчиненным, как к родным детям, очень многое им прощая, делая за них основную работу, поддерживая морально и физически, покрывая от вышестоящего руководства. Зачастую такой руководитель активно «дружит» с коллективом против собственника компании или ТОПа.

Какая из этих трех моделей управления наиболее эффективна? Мне представляется, что руководитель должен совмещать в себе данные роли, но в разном процентном соотношении. Администратора должно быть больше, так как управление – это система, а не темпераментные «выплески» руководителя. Лидера должно быть меньше, но тоже довольно много: эмоциональная подпитка коллектива, мотивация и стимуляция всегда хорошо влияют на результаты. «Мамочки/папочки» должно быть очень мало, эта роль играется эпизодически, в конкретных случаях, о которых рассказывают во время управленческих тренингов.

Правильное поведение руководителя с подчиненными – это результат обучения и собственного наработанного опыта, который можно будет применять в любой компании, с любым коллективом. Главное – это своевременно осознать, каких именно навыков в управленческой деятельности вам не хватает, выяснить, где можно получить качественные инструменты менеджмента, как их внедрить, избегая сопротивления персонала.

Как стать правильным руководителем?

Обучаться, повышать свою квалификацию, внедрять полученные знания в жизнь, формировать навыки, «прокачивать» лидерские качества и помнить, что самая лучшая инвестиция - это инвестиция в самого себя!