"Свет мой, зеркальце!" Коллектив как отражение личности руководителя

В настоящее время существует огромное количество форм собственности. У соискателей появляется выбор, а в компаниях растет конкуренция. Причин для того, чтобы остаться или уволиться - множество, но мы в данной статье будем рассматривать взаимосвязь корпоративной культуры и личности руководителя, в каком случае он выступает «тираном», а в каком - «мотиватором».

Каждая уважающая себя компания желает расти и развиваться. И в темпах роста большую роль играет управление. Руководитель – «родоначальник» ценностей и норм, и именно от него зависит то, насколько продуктивно будет работать его коллектив и набирать обороты организация.

Часто мы слышим от знакомых: «Кто мог вообще назначить его на эту должность?», «С ним невозможно работать», «Все начальники - дураки, а наш особенно». Такие ситуации создают стрессы и заставляют каждое утро прокручивать одну и ту же мысль: «Как же мне не хочется идти на работу». Каким же должен быть руководитель, чтобы было это желание работать? Давайте разберемся!

Как мы уже упоминали, основой управления выступает руководитель. Самым важным критерием в его управлении является авторитет.

Авторитет руководителя – это своего рода положительное мнение подчиненных и коллег о руководителе и его соответствии данной должности. Если мы рассматриваем первый вариант, то подчиненные с готовностью выполняют задания руководителя, ориентируются на его мнение, с легкостью и без стресса принимаются за новое дело. То есть, мы видим, что с такой позицией руководства эмоциональный фон коллектива и каждого отдельного человека благоприятный.

Ну, а если руководитель не является авторитетом? Скорее всего, желание выполнять задание значительно снижается, энтузиазм падает, возникают сомнения в его решениях, появляется внутреннее недовольство, в коллектив сразу просачиваются обсуждения о том, что руководитель дал глупое задание и ничего в этом не понимает, в таком случае задание выполняется для «галочки». Вот вам и два разных состояния. И в каком же из них человек будет работать эффективнее?

На мой взгляд, ответ очевиден. Авторитет является определенной силой, которая сплачивает коллектив. Авторитетные руководители любят свое дело, и передают эту любовь сотрудникам. Конечно, руководитель не может обходиться без высоких психологических требований к самому себе, таких как объективность, толерантность, умение видеть главное в людях, зрелость, устойчивость взглядов, умение взять на себя ответственность. С таким руководителем хочется строить деловые отношения и приятно думать о завтрашнем дне, это является «фундаментом». Не сложно предположить, что он требует от людей то, что требует от себя.

Ему интересны люди, которые умеют принимать решения, брать ответственность на себя, развиваться, и он с радостью будет их поощрять за это. В этом и проявляется психологическая зрелость руководителя, стабильность, и качество работы в коллективе как «отражение» качеств руководителя.

Не нужно уходить в глубокие психологические «дебри», чтобы описать личность незрелого руководителя: он не уверен в себе, не предъявляет четких требований к себе и, как следствие, к подчиненным, не отличается устойчивостью взглядов, не умеет выстраивать отношения с подчиненными.

А вот какая картина получается в данном случае: работники не понимают поставленные задачи, нет четких критериев оценки, мотивация падает, недовольство растет, недоверие к руководителю увеличивается.

Гуманизм – звено, без которого не может быть построена качественная работа организации. Когда руководитель видит личность в каждом, умеет соотносить свои слова и поступки, видит индивидуальность, умеет быть гибким - каждому приятно получить обратную связь, в такой ситуации можно работать без стрессов и внутренних напряжений и знать, что все старания будут вознаграждены.

Никому не хочется быть «рабочей единицей», ведь в каждом есть способности, которые могут принести большую пользу организации.

В работе руководителя важна мера приближенности и отдаленности с подчиненными. Слишком близко – панибратство, которое ни к чему хорошему не приведет, отдаленность – неумение вникать в проблемы коллектива, безразличие, отсутствие обратной связи. Руководитель должен чувствовать, как управлять этими двумя критериями так, чтобы это приносило пользу.

Все то, что делает руководитель, передается, как цепная реакция к руководителям направлений, менеджерам, и распространяется ниже. На всех уровнях организации будет царить только та атмосфера, которую задали «наверху». Поэтому грамотный руководитель должен четко понимать свою ответственность за все процессы, происходящие в организации. Наилучшим результатом является выстраивание «прозрачных» и результативных отношений.

Руководитель должен постоянно работать над собой, поддерживать свой авторитет в глазах подчиненных, и результат не заставит долго ждать. Надо четко понимать: чем больше человек испытывает стрессов на работе, тем ниже его работоспособность и эффективность, а итог один: увеличение текучести кадров, что экономически не выгодно ни для одной организации. Вот они и есть, эти два разных руководителя и два разных психологических состояния работников.

То, как руководить и как создавать корпоративные ценности, каждая организация выбирает сама, ну а за нами - выбор наилучшего места для работы!

Если вы являетесь руководителем и видите, что не все вершины еще достигнуты, что вам еще есть куда расти, приходите на тренинг для руководителей! Вы получите конкретные управленческие инструменты, которые увеличат эффективность вашего менеджмента и повысят результативность вашей компании в целом. Предлагаем ознакомиться с нашими программами тренингов и выбрать подходящий именно для Вас!