Скорая помощь для Вашего бизнеса: коучинг или консалтинг?

Каждый бизнес должен стремиться к росту, к развитию, к выходу на новый уровень. Уверена, владельцы собственного дела согласятся со мной. Бизнес, который не растет, обречен на умирание. Вопрос только в сроках.

Экономический кризис – это катализатор для обоих процессов: и для роста, и для умирания. По пословице, выживут «сильнейшие». Это те компании, которые сумеют воспользоваться изменениями на рынке, рекрутируют наиболее качественный персонал, создадут надежную команду профессионалов, внедрят самые эффективные стратегии.

Новые задачи требуют новых решений. Руководители компаний все чаще привлекают специалистов по управленческому консалтингу или бизнес – коучей, не всегда понимая, какой из этих инструментов подходит для решения их конкретных задач. Консалтинг и коучинг – это отличные друг от друга методики, применимые в разных случаях.

В чем же разница?

  • Подход к решению клиентской задачи.

    Консультант - приглашенный эксперт в той или иной области – изучает проблему клиента, исследует ее, предлагает собственное решение, дает четкие рекомендации, как реализовать это решение. В некоторых случаях консультант может взять всю работу или часть ее на себя, если обладает соответствующим опытом. Подробнее о консалтинге можно узнать здесь.

    Бизнес-коуч работает не с задачей, а с руководителем компании или отдела, с конкретными людьми, ответственными за решение задачи. Коуч ничего не советует, не навязывает. Коуч задает правильные вопросы, которые повышают осознанность клиентов, видение будущего, помогают генерировать идеи. Его цель – дать возможность этим людям самим найти наилучшее решение, а также – изыскать ресурсы и достичь цели наиболее коротким и результативным путем. Ознакомиться с работой бизнес–коуча возможно здесь.

  • ЗУН (знания, умения, навыки).

    Консультант должен обладать глубокими знаниями в своей экспертной зоне. Очень важен его практический опыт и достижения, навыки успешного решения схожих задач. Не менее ценно его умение передать эти навыки другим людям, в данном случае – клиентам.

    Бизнес-коуч должен быть профессионален именно в предоставлении коучинговых услуг. Сама методика коучинга позволяет клиенту найти все решения лично и выбрать наиболее эффективные. Если бизнес – коуч при этом владеет управленческими знаниями или имеет опыт решения схожих задач, он может привносить элементы консалтинга в коучинговый процесс, удовлетворяя запрос клиента на информацию.

  • В каком случае приглашаем?

    Консультанты привлекаются для решения разовых (в основном локальных) задач. Их помощь неоценима тогда, когда руководитель желает быстрых изменений и готов выполнять все рекомендации эксперта.

    Бизнес-коуч приглашается для более глобальных, стратегических задач, для долгосрочного планирования. Его помощь понадобится руководителю компании, если тот предпочитает быть в курсе происходящего, анализировать все причинно-следственные связи, разбираться в бизнес – процессах. В общем, если он хочет не «царствовать», а по – настоящему править. Также коучинг применяется для улучшения навыков руководителя.

  • Результаты.

    Если приглашаем консультанта: быстрое, эффективное решение задачи, использование его ресурсов, сохранение собственной энергии.

    В качестве возможных минусов можно указать следующее: спад мотивации после окончания работы консультанта, работа коллектива по инерции, откат бизнеса назад.

    Если приглашаем бизнес-коуча: глубокая проработка задачи, собственное решение, раскрытие личного потенциала, обнаружение и раскрытие внешних и внутренних ресурсов, повышение мотивации, профессиональный рост.

    Возможные минусы: более длительная по времени работа над задачей, необходимость приложить личные усилия для достижения результата.

Так что же выбрать, консалтинг или коучинг?

Все зависит от ваших потребностей и ситуации, требующей привлечения тех или иных специалистов. Главное – знать, что такие технологии существуют, понимать разницу между ними и, если ваш бизнес оказался в сложной ситуации, вовремя обратиться за помощью!